Развитие речи ребёнка до 1 года

Уже в самые первые дни жизни ребёнок начинает видеть и слышать.  И эти способности непременно нужно развивать.

Повесьте на кроватку мобиль или любые другие подвесные игрушки. Не забывайте периодически менять игрушки, на которые смотрит ребёнок. Ласково разговаривайте  с ребёнком об игрушках, рассказывайте, что это, какой формы, цвета, например: «Ах, какой красивый цветочек! Красненький, с зелеными листочками».

Для того, чтобы ребенок научился следить за игрушкой, держите её над ребенком на расстоянии 50-60 см или чуть выше и медленно перемещайте до тех пор, пока она не исчезнет из поля зрения малыша. Повторите так несколько раз в разные стороны. Малыш при этом лежит на спине, либо находится у кого-то на руках.

Полезно, чтобы над кроваткой висело нечто звенящее, наподобие колокольчика, либо звонкая и мелодичная погремушка. Когда малыш будет случайно задевать игрушку рукой, то звон будет привлекать его внимание и так постепенно учиться целенаправленно ударять по звенящему предмету.

Ребенок с ростом всё более активно двигает ручками, поэтому малышу обязательно нужно позволять разглядывать свои ручки, наблюдать, как они двигаются, поэтому не стоит ограничивать движения ребенка, пеленая его полностью и надевая на ручки варежки-царапки.  Если вы пеленаете малыша, следите за тем, чтобы ножки в пеленке всё же могли двигаться, так как возможность двигаться очень важна, особенно для развития речи.

Главное же для малыша на всём этапе развития — ласка, тепло и внимание. Не забывайте гладить ребенка, обнимать, давайте ему почувствовать вашу любовь и нежность. Очень скоро в ответ на ласковые слова и поглаживания вы получите благодарную улыбку.

1-3  месяца

Ваша задача — как можно больше общаться с ребенком, несмотря на то, что он пока ничего толком не отвечает и не понимает смысл сказанного.

Очень важен зрительный контакт — разговаривать лучше тогда, когда малыш смотрит на вас. Кормление — также отличная возможность для общения — положите малыша поудобнее, чтобы он хорошо видел ваше лицо и разговаривайте с ним ласково, спокойно, улыбайтесь и старайтесь заинтересовать своей речью. Полезно также приговаривать что-нибудь ласковое и весёлое во время купания, чтобы малыш расслабился.

Но для малыша важны не только ваши слова, но и мимика, жесты, интонация. Ведь еще до того, как малыш научится говорить, он с помощью жестов и выражения лица учиться добиваться понимания окружающих и устанавливать с ними контакт.

Очень быстро ребенок сообразит, что внимания можно добиться криком. Вот и попробуйте использовать это на благо. Проговаривайте то, о чем малыш, как вам кажется, даёт вам знать криком, например, констатируя: «Ты проголодался», «тебе стало скучно».

Помните, что все знания об окружающем мире ребенок приобретает, наблюдая за вами. Так что не стоит ждать бурного развития речи и других функций, если ребенку приходится подолгу находиться в одиночестве или в обществе молчаливой мамы и угрюмого необщительного папы.

Следите за своим малышом, копируйте его движения и гримасы и показывайте ему новые. Ребенок уже вполне может повторять за вами простые жесты и движения. Наблюдайте на что смотрит малыш и называйте ему этот предмет, имя человека и т. д.

К двум месяцам малыш начинает получать удовольствие от звуков, которые издает, так что самое время активно развивать эту способность. Воркуйте, повторяйте звуки, произнесенные крохой и непременно улыбайтесь во время этой игры. Лучше всего малышу сейчас удаются короткие звуки, так называемое гуканье. Услышав, как ребенок произнес звук, погладьте его, повторите то, что он сказал, дайте понять, что слышите его и вам очень нравится, как он с вами общается.

Давайте малышу повертеть в руках яркую мягкую и более жесткую тряпочку, лоскут меха, нечто рельефное (смысл — в разности фактур и материалов). Ребенку также будет интересно ощутить прикосновение к дереву, пластмассе, металлу.

Вкладывайте в ручку малыша разнообразные предметы, говорите с ним ласково, потормошите игрушку, зажатую в ручке, а потом осторожно заберите игрушку на время и снова дайте малышу. Только не забывайте, что всё, что вы даёте малышу должно быть чистое и безопасное.

Звените погремушкой так, чтобы малыш не видел эти предметы, этим вы развиваете так называемое слуховое сосредоточение. Оно просто необходимо для развития речевого слуха и понимания речи. Расстояние от игрушки до малыша не должно быть большим, тогда ребенок прислушается к звуку и воспримет его. Малыш пока не понимает ваших слов, но, услышав вопрос: «Где погремушка?», начинает искать ее глазами.

Прячьте игрушку то с одной, то с другой стороны. Вы можете также взять звучащую игрушку и, потряхивая ее, передвигать так, чтоб малыш ее видел. Тогда он будет следить за ней взглядом, а потом, когда вы дадите ее ему в руки, крепко ухватит и, возможно, попытается издать какой-нибудь звук.

3 -6 месяцев.
Малыш растет и теперь, когда вы улыбаетесь ему, он часто улыбается вам в ответ. Иногда он даже весело и громко смеётся.

Больше и чаще разговаривайте с ребенком, озвучивайте свои и его действия. Малыш может отвечать вам улыбкой, гулением, движениями ручек и ножек.

Главное же — давайте ребенку возможность знакомиться с разными предметами. Когда вы выкладываете малыша на животик, обратите внимание, как он уже умеет удерживать головку. Значит, обзор малыша тоже увеличивается и он уже немедленно поворачивает голову в сторону звука или яркой игрушки. Это надо обязательно использовать.

Обозначайте словами, звуками, жестами предметы и людей, которые окружают ребенка.

В этом возрасте ребенок уже очень любит, когда с ним играют. Он вообще становится очень активным, сам переворачивается со спины на бок, внимательно смотрит за движущимися игрушками и предметами и ориентируется на голос, то есть пытается узнать, где находится говорящий. У вас появляется дополнительная возможность помочь малышу развивать свои умения. Разговаривая с ним, отдаляйте и приближайте свое лицо, отводите лицо влево и вправо, вообще уведите из вида ребенка. Этим вы развиваете его умение слушать.

Малыш осваивает певучие звуки, так называемое гуление, прислушивается к звукам собственного голоса.

Привлекайте внимание малыша к звукам, хвалите за его «песни» и отвечайте ему. Показывайте, как вы открываете рот, произносите: э-э-э-э, а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, и-и-и-и, высовываете язык, надуваете щеки, облизываете губы.

Чем старше, тем дольше малыш занимается игрушками, подвешенными на расстоянии вытянутой руки. Рассматривая их, он не просто дотрагивается, но и захватывает их. Заметив такие действия, попробуйте не только подвешивать игрушки, но и положить их рядом с малышом. Игрушки располагайте так, чтобы малыш моглегко до них дотянуться.

Сначала можно помогать захватить предмет, но впоследствии добивайтесь, чтобы ребенок сам стремился достать нужный ему объект.

Положите ребенка перед зеркалом, пусть любуется на себя и на вас.

В это время все игрушки и предметы малыш будет пытаться засунуть в рот (кстати, как и собственные руки), не переживайте — это нужный этап изучения предмета. Смотрите только, чтобы игрушки были безопасными и почаще их мойте. И по-прежнему, проговаривайте все, что вы делаете вместе с ребенком.

Меняйте интонацию, с которой вы говорите, шепчите, пойте, произносите звуки одними губами.

Не старайтесь разнообразить музыкальные впечатления малыша обилием мелодий, полезнее обогащать ребенка различием тембра. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, исполняется на разных инструментах, то справа, то слева. Это развивает способность малыша слушать.

Очень важно, чтобы ребенку было интересно с вами общаться. Если же он отвернулся, закапризничал, показывает, что устал, не стоит настаивать. И тем более не начинайте игру, если вы сами не в настроении. Дети очень чутко чувствуют настроение.

Пятимесячный малыш  уже внимательно ощупывает, трясет игрушки, можно предложить ему погремушки разного звучания, разной громкости, более сложного строения, чтобы можно было передвигать детали.

Можно уже потихоньку отодвигать игрушку, стимулируя ребенка ползти за ней вперед.

Детям в этом возрасте обычно очень нравится игра в «Прятки». Вы закрываете ладонями или тканью  лицо (или прячетесь за кроватку) и говорите при этом: «Ку-ку!» А затем открываете лицо (или вылезаете из-за кроватки) со словами: «А вот и я!»

6-9 месяцев.

Сейчас вы можете четко услышать, как ребенок произносит повторение настоящих слогов. Причем с использованием звуков, для которых требуется, например, смыкать губы: «б», «п», «м».

Теперь вы можете быть совершенно уверены: ваш малыш научился прислушиваться к звукам своего голоса, то есть он слышит слог, который произносит, повторяет его несколько раз и ему это очень нравится. Пусть ребенок как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ, языка и, что самое главное, у малыша постепенно формируется установка отвечать на ваши слова собственной «речью».

Ребенка теперь больше всего занимают действия с определенным результатом. Например, раздается звонок или на игрушке что-нибудь меняется, или что-то извлекается из коробочки. Поэтому разнообразьте предметы, которые малыш может ухватить, помня при этом, что и заваливать ребенка игрушками не стоит.

Не бойтесь на некоторое время оставить ребенка одного (в безопасном месте, конечно, а не на пеленальном столике), ведь он должен познавать мир не только с вашей помощью, но и самостоятельно. Постоянное пребывание у мамы на руках приводит к тому, что ребенок просто боится одиночества и плачет, если на него никто не обращает внимания.

Услышав повторяющиеся слоги, вы можете повторить их за малышом, а потом договорить словом, например, «мама». Очень хорошо, если при этом ребенок смотрит на вас. Так вы дадите ему возможность не только повторить, но и увидеть, понять, запомнить.

Иногда родителям кажется, что ребенок лепечет мало или вяло, и они интересуются, можно ли как-то стимулировать произношение звуков. Попробуйте приложить пальчики ребенка к своим губам, и пусть он не только увидит, но и почувствует, как двигаются губы, когда вы произносите «ма-ма» или «ба-ба».

Можно также аккуратно и осторожно сближать губы малыша, побуждая его сказать «п» или «б», или «м». Помажьте губки пюре, пусть малыш попытается облизать их язычком, несколько раз сомкнет губки, вытянет трубочкой, пошевелит.

Разговаривайте с малышом, побуждайте его к речи, когда он сидит у вас на руках, двигается и пытается ползти, присаживается. Если малыш тянет к вам ручки, прося вас взять его на руки, обязательно проговорите и его просьбу, и свои действия: «Ты хочешь на ручки? Сейчас мама тебя возьмет. Иди к маме. Мама взяла тебя на ручки. Ты уже у мамы». И перед едой, когда вы видите открывающийся ротик, обязательно проговорите: «Ты сейчас будешь кушать. Ты хочешь кушать? Сейчас мама тебя покормит. Что ты будешь делать? Кушать».

Все движения, которые вы хотите получить от ребенка, демонстрируйте ему сами, тогда потом он будет их проделывать по словесной инструкции. Дайте малышу одну погремушку, другую возьмите себе. И потрясите, пусть ребенок повторяет.

К 7 месяцам малыш старательно разбрасывает предметы.

Найдите для него коробочки разного размера и пусть малыш познакомится с ними, повертит в руках. Затем вы, проговаривая каждое свое движение, положите в коробку игрушку и попросите ребенка достать ее оттуда. А уж дальше дело пойдет: малыш будет класть в коробку и одну, и несколько игрушек, и доставать их. Вам же позднее придется усложнить задание: спрятав игрушку в коробку, закройте ее крышкой. «Крышку закрыли — кубик спрятался. Крышку открыли — кубик нашелся!» Скоро малыш научится самостоятельно открывать и закрывать коробки.

Старайтесь сейчас говорить с ребенком неторопливо, используйте одно- и двухсложные слова, ведь малыш уже может кое-какие из них повторить. Помочь в этом могут прежде всего игрушки. Показывая ребенку собаку, вы лаете: «аф-аф», демонстрируя корову, мычите: «му-му». Лучше чтобы при этом собака, корова и другие игрушки походили на настоящих животных, а не представляли собой нечто фантастическое. Хорошо имитировать голосом топанье: «топ-топ», звук падения: «бух». Замечательно, если вам удастся добиться показывания пальцем на предмет или игрушку. Развивая руку и пальчики, вы стимулируете и активную речь малыша.

Продолжайте использовать зеркало. Во-первых, показывая малышу его отражение в зеркале, вы можете учить его отзываться на имя: «Это ты. Как тебя зовут? Ева. Где ты? Где Ева? Вот». Малыш очень скоро начнёт узнавать свое лицо. Перед зеркалом вы показываете ребенку движения губ, открываете и закрываете рот, надуваете щеки и перед зеркалом малыш вам успешно подражает, повторяя не только ваши жесты, движения, но и звуки, слова.

Некоторые полагают, что, включая ребенку телевизор и радио погромче, они тем самым развивают речь и мышление своих детей. Однако чрезмерная перегрузка словами может даже замедлить развитие речи, поэтому не стоит увлекаться просмотром и прослушиванием теле- и радиопрограмм. Гораздо полезнее  комментировать свои действия. Для этого подойдут практически любые действия. Очень удобно показывать и называть игрушки: «Где у нас киска? Вот киса. Киса, мяу-мяу». Затем, отложив игрушку в сторону, спросите малыша, где же киса. И малыш в идеале повернет головку туда, куда вы положили игрушку. Старайтесь, чтобы ребенок искал и находил прежде всего предмет, который у вас дома находится в определенном месте, например, кроватка, стол, картина.

В доме всегда найдутся кастрюли,тарелки, ложки, всевозможные коробочки и баночки.  Демонстрируйте малышу звуки, возникающие при постукивании этими предметами друг о друга, пусть он услышит разницу между звуками.

Ребенок восьмого месяца жизни способен достичь такой высоты развития, на которой возможна игра в «Ладушки». Именно умение играть в «Ладушки» вы можете с гордостью продемонстрировать своим друзьям.
Ладушки, ладушки,
Где были? — у бабушки.
Что ели? — кашку.
Что пили? — бражку.
Полетели, полетели,
На головку сели.

Чаще просите малыша повторять за вами самые разные движения.

Когда ребенок вертит в руках игрушку-кошку, помяукайте. Так название игрушки запомнится быстрее. Хорошо, если у вас найдутся разные кошки: резиновая, пластмассовая, из меха, маленькая, большая. Тогда ребенок будет знать не одну единственную кошку, а кошку вообще. Еще прочнее будут знания, если, рассматривая вместе с малышом кошку, вы его рукой будете гладить игрушку, произнося что-то вроде: «Вот кошка, пушистая кошка, у кошки ушки, покажи пальчиком ушки, погладь кошку». Затем вы можете показать, как кошка ходит, прыгает, лежит и т. д.

Знание знакомой обстановки полезно подкреплять. Даже хорошо известные малышу предметы называйте, обозначайте в разных ситуациях. Пусть он потихоньку запоминает, учит слова. В играх старайтесь повторять и действия, и слова, если хотите чему-то научить своего ребенка.

9-12 месяцев.

Ребенок уже может различть и форму, и цвет, и величину предметов.

Его теперь интересуют не только свои, но и чужие игрушки. Упала игрушка или сам ее бросил, ищет ее глазами, тянется к ней. Нажимает на кнопки и ждет результата. Теперь малыш уже не только интонацию улавливает, но и понимает значение отдельных слов. «Дай!» — просите вы его, и он протягивает вам игрушку. «На!» — предлагаете, и он берет у вас мяч.

Постоянно и ненавязчиво стимулируйте малыша повторять незнакомые раньше звуки. Только не перегружайте лишней информацией. Помните, что разговоры типа: «А вот у Сазоновых-то уже книжки читает...» часто незаслуженно отравляют жизнь и родителям, и здоровым развитым детям.

Малыш уже знает, как его зовут. Вы зовете его по имени, и он поворачивает к вам лицо.

Продолжаем разговаривать с ребенком и поощрять повторение им разных звуков, а теперь и звукосочетаний, и простых слов, делая это громче и тише, с разной интонацией, беззвучно, на разном расстоянии от малыша. Демонстрируем ему игрушку, прячем, просим найти или попросить у мамы, пусть скажет «вот», пусть скажет «дай». Показываем пальчиком куклины глаза, а потом находим свои, пытаемся назвать, опять ищем глазки у мишки, у зайки... Собираем пирамидку и проговариваем, обозначаем словом каждое действие и радуемся вместе успеху. Если не получается, повторяем снова.

Подражайте вместе крикам животных, гудкам и рокоту моторов машин, и с каждым днем малышу будет все легче и легче произносить звуки и слова. Вот вы «встречаете пришедшую в гости» куклу. Вы и ребенок здороваетесь с ней за руку, смотрите, как она ходит «топ-топ», сидит, рассматриваете и описываете куклино лицо (носик, глазки...). Потом выясняете, что в комнате есть еще куклы, у которых тоже есть носик, глазки... Такие ознакомительные игры вы можете устраивать с любыми игрушками и предметами, и ребенок будет отлично усваивать используемые слова.

Купите малышу сборные матрешки, пирамиды, тележки — игрушки, действия с которыми приводят к результату понятному и интересному для ребенка.

Ну, и, конечно, не забывайте обозначать словами бытовые процедуры: принятие пищи, умывание и т. д. И продолжайте активно развивать у малыша движения губ, языка, речевое дыхание.

Настало время нам поговорить о запретах. Вашему ребенку 10 месяцев, и он должен понимать слово «нельзя». Как же научить этому и при этом не задавить в ребенке независимости, инициативы, активности? Если вы говорите «нельзя», не улыбайтесь при этом, пусть выражение вашего лица будет озабоченным, а тон — тревожным, тогда малыш сообразит, что своим запретом мама хочет оградить его от опасности.

Для развития движений пальчиков вы можете использовать разнообразные пазлы,  выкладывание из спичек, счетных палочек и, не удивляйтесь, рисование каракулей. Давайте карандаши, а лучше восковые мелки, осваивайте с малышом процесс рисования.

Из новых игр в этом возрасте можно попробовать собирание: вы рассыпаете несколько палочек, или шариков, или больших пуговиц, или других подобных предметов, а ребенку предлагаете собрать предметы в банку или коробку. Только будьте внимательны: слишком мелкие вещицы могут быть проглочены или засунуты в нос или ухо, поэтому следите за тем, что вы даете малышу и как он обращается с данными предметами.

Свободно перемещаясь по квартире, малыш продолжает знакомство с окружающим пространством.

Поиграйте с малышом в «Волшебный мешочек». Для этого соберите в мешочке несколько игрушек: кукла, домик, самолетик, котик, машинка. Покажите из мешка голову котика и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, попросите позвать кота и заодно вспомнить, как кот кричит, что он ест и т. д. Дети очень любят эту игру и с удовольствием в нее играют.

Очень полезны игры с сюжетными игрушками, когда вы выбираете пару игрушек, которые можно связать по смыслу (кукла и кроватка, машинка и гараж, собачка и миска).

Приучая малыша к аккуратности, не забывайте, что тщательное прожевывание отлично активизирует и органы произношения: губы, язык, мягкое небо. Только не оставляйте малыша без присмотра, он настолько же любопытен, насколько лишен жизненного опыта, и запросто может схватить горячую кастрюлю или острый ножик.

Новые слова усваиваются легко, кроме того, малыш сопровождает слова жестами. Он пытается обозначать все, что видит. Попробуйте сесть с ним около окна, и вы увидите, с каким интересом он будет наблюдать за движущимся транспортом, людьми. Продолжайте объяснять, что происходит, и добивайтесь участия ребенка в беседе, но в то же время давайте ему возможность собраться с мыслями и не отвечать вам немедленно. Не сочтите за труд поползать с ребенком по ковру, водя поезд, укладывая куклу спать, ставя машинки в гараж и подробно объясняя свои действия. Слушая, как слова соединяются в предложения, малыш постепенно и сам будет пользоваться фразой. Но это еще впереди, а сейчас как можно больше сюжетных игр, рассказов, совместного рассматривания картинок, чтения, рисования и постоянного общения, с вами, с другими детьми, с окружающими малыша людьми.

Годовалому малышу нравится слушать музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Не загружайте ребенка тяжелым роком, для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, а уж какие мелодии будут больше нравиться малышу — на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.

К году хорошо бы, чтобы малыш произносил звуки «А», «У», «И», «О» понятно для окружающих, а также звуки «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г». У одних это получается лучше, у других не так четко, количество звуков тоже может разниться.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*