Типичные ошибки родителей в воспитании детей от рождения и до 1,5 лет

1) Чрезмерное требование от ребенка самостоятельности.

Нельзя требовать от малыша в возрасте до 1, 5 лет какой бы то ни было полной самостоятельности в чем-либо, тем более без принятия и понимания причин её отсутствия у ребенка.

Малыш, как правило, не может что-то сделать сам по трем главным причинам:

  • не может (то есть попросту не умеет);
  • не привык (потому что всегда есть кто-то , кто придет на помощь и сделает за него);
  • не хочет (проявляет характер и протестует против чего-то).

В первом случае надо просто научить ребенка, показать на собственном примере, но не увлекаться с точностью повторения, о чем будет сказано ниже (а заодно поучиться самому, почитать, например, популярную, но от этого не теряющую ценности книгу Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»,  разделы «Помощь родителей. Осторожно!» и «Давай вместе!»).

Во втором случае — менять свой родительский стиль поведения и позволять ребенку самому преодолевать препятствия и учиться на собственном опыте.

В третьем случае — понять, против чего конкретно ребенок бунтует и работать с этим уже целенаправленно, а не критиковать поведение в целом.

2) Старание научить ребенка в точности повторять ваши действия.

Как часто все мы говорим что-то вроде: «Смотри, как я делаю! Ну-ка, повтори! Нет, не так, нужно делать, как я показываю».

Показывать и демонстрировать на своем примере можно и даже нужно, но стараться это делать надо только тогда, когда ребенок просит об этом, просит дать ему образец действия или в случаях опасных ситуаций, где важно запомнить модель безопасного поведения. Просит — не только элементарно голосом и призывающими звуками, но и жестами, действиями, например, передает вам игрушку, чтобы вы показали, что с ней делать.

Тем не менее, надо запомнить, что основной способ обучения у детей вплоть до 6-7 лет — это подражание тому, что просто делается родителями (и другими членами семьи и окружения) изо дня в день, а не показывается специально только для ребенка. Поэтому, очень важно быть последовательным. Если вы, к примеру, не разрешаете ребенку есть в кровати, а сами постоянно нарушаете свой запрет, ребенок просто не будет относится к нему серьезно, и так во всем остальном.

3) Неприменение или игнорирование родительской интуиции.

Пресловутая родительская интуиция всё же работает, просто у всех разная степень чувствительности и понимания своих собственных эмоций. Поэтому, надо почаще прислушиваться к тому, что вам кажется сейчас нужно малышу, почему он расстроен, почему не хочет лежать в автокресле или сидеть на руках у какого-то человека. Не надо сразу игнорировать эти соображения и чувства, потому что подобным образом вы одновременно игнорируете и интересы ребенка.

4) Неверно подобранные игрушки.

Хорошая игрушка многофункциональна, т.е. содержит в себе варианты разнообразного и нового её применения, простор для действия, дает возможность развернуться детской фантазии. При этом разнообразие действий должно достигаться не за счет усложнения самой игрушки или приобретением игрушек не по возрасту. Не надо сложных конструкций для ребенка до 1, 5 лет! Он не поймет и не оценит.  Идеальный образец простой и одновременно содержащей в себе много возможных открытий для ребенка игрушки — обычная матрешка.

5) Слишком много запретов.

Не надо переусердствовать с запретами. Это ограничивает ребенка. Постепенно убивает в нем инициативность и заинтересованность. Есть хорошая альтернатива: «Всё можно, если под контролем мамы».

6) Отсутствие запретов.

Другая крайность — отсутствие запретов для ребенка. Это тоже приводит к своим последствиям — у ребенка отсутствуют границы дозволенного поведения. Отсутствие запретов проявляется, например, в том, что всё запрещенное просто закрывается на ключ и убирается с глаз долой.  А все проступки прощаются, запреты делаются мягко и даже с улыбкой.

Ребенку нужно и можно вводить запреты в виде «нельзя» уже примерно в 9 месяцев. «Нельзя» лучше произносить глаза в глаза, удерживая малыша за руку (или положив свою руку ему на плечо, спинку, голову), то есть при телесном контакте.

7) Ограничение ребенка в освоении пространства.

Начавшего ползать или ходить больше всего интересует изучение нового доступного пространства, поэтому удержать его на месте трудно, и к тому же неполезно. Тем более кощунственно усаживать такого малыша в манеж или другое очень ограниченное пространство, которое он может освоить за короткое время.

8 ) Предугадывание и выполнение всех желаний ребенка.

У малыша всегда есть способы привлечь внимание и показать, что ему надо, причем чем старше ребенок, тем больше и разнообразнее эти способы  (то есть уже не только плач и нытье). Не стоит всегда идти на поводу и немедленно выполнять просьбы ребенка, тем более когда он даже не попробовал сам получить желаемое. Поддерживайте в ребенке инициативу к самостоятельному достижению целей и не стремитесь всё сделать за него. К тому же такое «чудесное» поведение родителя создает у ребенка некоторую заторможенность в развитии, когда ему не надо прилагать усилий, а надо просто попросить. Это же касается развития речи. Не надо слишком быстро понимать требования ребенка, просите его не только указывать, но и произносить звуки, затем повторить за вами, как следует называть ту или иную вещь, затем пусть он учится всё более точно произносить слова и озвучивать свои желания.

9) Сложные речевые инструкции

Совсем маленьким детям, да и даже тем, кому уже 1, 5 года совершенно бесполезно рассказывать длинные объяснения о том, что такое хорошо и что такое плохо, как следует вести себя в разных ситуациях и как они подвели маму. Длинные сложные фразы просто сливаются в один бурлящий речевой поток и ребенок всё равно ничего не улавливает из того, что вы хотели сказать и тем более не может руководствоваться вашими подробными инструкциями, отчего часто и возникает дополнительный конфликт из серии «да я же тебе объяснила, а ты опять за своё!». Ребенок может понять только четкие короткие команды из доступных и простых слов. Важной к тому же является и интонация произносимых слов. Если вы злитесь и произносите слова со злобой, ребенок это чувствует и просто инстинктивно зажимается и закрывается, так что ваши слова могут не вызвать его понимания и принятия. Поэтому говорить нужно четко, но спокойно.

10) Наказание путем лишения чего-то любимого и хорошего.

Такой вид наказания можно применять, но только в более позднем возрасте, когда у ребенка разовьется реальное понимание связки «прошлое-настоящее-будущее» (то есть ориентировочно в 2-3 года).

До этого понимания, такое наказание — это просто отрицательная эмоциональная реакция взрослого, не несущая никакой педагогической ценности. То есть по сути в понимании ребенка он просто лишается чего-то хорошего, потому что мама-папа злится, а зависимости от своего поведения — не чувствует.

11) Требование от ребенка только функционального использования предмета.

Чем меньше ребенок, тем бесполезнее требовать от него только логичного и подобающего использования предметов. И все ваши разговоры, что из кружки только пьют, а носки надевают на ножки, и рисовать можно только на бумаге уходят в глубокую бездну детского интереса попробовать предмет со всех возможных сторон. Лучше расслабьтесь и позвольте ребенку играть. Ведь именно этим ему и положено заниматься))

12) Требование от ребенка достижения результата.

Это частое заблуждения родителей, что полезно всё доводить до конца и обучать ребенка правильно и точно рисовать, к примеру, круги и квадраты, и собирать пирамидку только по порядку, в то время как ребенок увлечен самим процессом совершенно без привязки к результату. То есть для него важно само действие, а достижение результата — это модель которая появляется гораздо позже и требовать сейчас от малыша заканчивать всё, что он начал до конца и в соответствии с вашими представлениями о том, как это должно выглядеть, совсем нецелесообразно.

13) Привнесение в игру смысла, которого нет.

Не навязывайте ребенку свои правила игры. Не надо рассказывать ему, когда она делает куличик, что он испек красивый пирожок и т.п. Ребенок просто получает удовольствие от того, что может координировать свои движения, играть с песком, познавать мир, не надо ограничивать его своим видением и привнесением в простую игру смысла, который в ней не заложен. Ребенок просто играет с песком и ваши рассказы о пироге ему вовсе не нужны. Ролевые  игры и фантазирование полезны в гораздо более позднем возрасте.

14) Неудовлетворение потребности ребенка в телесном контакте.

Даже для уже ходящего малыша очень важно иногда вернуться к маме и почувствовать себя в безопасности, на ручках и в тепле. Не надо ограничивать ребенка в потребности родительского телесного прикосновения, особенно во время освоения навыков ползания и ходьбы. Чтобы научиться новому ребенку важно иногда вернуться на шаг назад и снова почувствовать основу — родительскую любовь и ласку.

15) Ограничения ребенка в его исследованиях.

Тут главное просто запастись терпением, больше нечего пожелать))

Потому что ребенок не раскидывает, он познает пространство, не лезет куда попало, а учиться управлять своим телом, не пачкает всё вокруг, а развивает мелкую моторику.

Главная задача для родителей в этом — создать безопасное (но не слишком!) пространство для экспериментов без фатального ущерба для дома и собственной психики)

16) Понимание  повторяемости действий и пристрастия к чему-то как упрямства.

Часто случается, что ребенок начинает выделять какое-то блюдо или игрушку и отказывается есть и играть во что-то другое. Или у него появляется какой-то ритуал для некоторых процессов. Тут надо знать, что это начало оформления личных вкусов ребенка и нельзя это игнорировать и навязывать своё.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*